Е.В. Харитонов (Н.А. Рисованный)
AMAZING FANTASY
Удивительные Фантазии
|
КОМИКСЫ |
© Е.В. Харитонов (Н.А. Рисованный), 2003
Е.В. Харитонов (Н.А. Рисованный). Графическая проза. Путеводитель по миру комикса: (Фантастика и «экзотические приключения»).- Версия от 14.11.03.
Любезно предоставлено автором, 2003 |
Авторы: Various.
Страна: США.
Издатель: Marvel Comics.
Год издания: 1961 - 1962; 1995 - 1996.
Количество выпусков: 18 книжек (15+3).
Эпоха "Marvel Comics" - самой успешной компании по производству графической литературы - тесно связана с именем писателя и сценариста Стэна Ли (в миру- Стэнли Либер; р. 1922). Вообще-то Либер мечтал стать крупным писателем-фантастом, а не сценаристом комиксов. Но судьба распорядилась иначе. Он был шурином владельца Marvel (тогда еще "Timely Comics") Миртина Гудмэна, и в 1939 году присоединился к семейному бизнесу. Первыми его работами стали сценарии для комикса "Капитан Америка". Тогда-то и появился его знаменитый в будущем псевдоним - Стэн Ли. Либер все еще лелеял мечту стать серьезным писателем, и не хотел "засвечивать" свою настоящую фамилию в "порочной связи" с комиксами. "Серьезным" писателем он так и не стал, зато стал самым знаменитым американским писателем комиксов. Вместе с Джеком Кирби и Стивом Дитко они придумали всех самых знаменитых героев Marvel Comics. А в 1972 году Стэн Ли и сам возглавил компанию.
Вспомнили биографию главного человека в "Marvel Group" мы не просто так. Пристрастие Стэна Ли к научной фантастике (НФ) определило всю дальнейшую концепцию марвеловской вселенной. Ли и его команда разработали свою линию "героической мифологии", отличной от героических стандартов Первого поколения. Прежде всего, каждый комикс-сериал "Marvel" обязательно имел научную подкладку, актуальную на момент появления рисованной истории - будь то космические исследования, генетика или компьютерные технологии. Практически все сверхгерои - это герои поневоле, причем их чудесные способности имеют конкретное НФ обоснование - никакой мистики и магии! По большому же счету, все они являются жертвами научного прогресса. Капитана Америку из хлипкого художника-неудачника Стива Роджерса создали ученые в секретной военной лаборатории; Фантастическая Четверка стала таковой в результате неудачного испытания космического корабля и облучения радиацией; Питер Паркер превратился в Человека-Паука, после того как в лаборатории Озборна был укушен радиоактивным пауком; Сорвиголова тоже появился в следствии научной халатности; мутанты Люди-Икс - результат "естественной" эволюции и, отчасти, военно-научных экспериментов; Железный Человек, хоть и не обладал сверхспособностями, зато был гениальным ученым и изобретателем, что позволило ему технически оснастить себя; одна из самых трагических жертв научного фанатизма - современный доктор Джекил Брюс Брэннер, "сосуществующий" со своим мистером Хайдом - Халком...
Антигерои, кстати, тоже вербуются из НФ: в большенстве своем это представители ученого мира - как правило, люди весьма одаренные. И право же, все эти неглупые злодеи, будучи жертвами науки и непризнания, вызывают определенную симпатию.
Но не только эксплуатирование НФ-тематики выдвинула Marvel в очевидные лидеры комикс-индустрии 1960-1980-х. Другое ноу-хау Ли и компании - "заземленность" мира, в котором существуют супергерои. Вместо абстрактных Готхэма и Метрополиса в комикс пришли вполне реальные Нью-Йорк, Лос-Анджелес и даже наш Санкт-Петербург с реальными же современными социальными проблемами. Но и не это главное: персонажи DC - Супермен и Бэтмен - всегда были фанерными оболочками, психологически одномерными, как и любой Абсолютно Положительный Герой. "Marvel" взяла курс на очеловечивание супергероев. Стэн Ли так сформулировал новую концепцию: "Это люди, которые живут рядом с нами. Это герои, которыми может стать любой". Авторы компании стали создавать персонажей неоднозначных, акцентируя внимание на психологии поступков и внутреннем мире героев (насколько это возможно в рамках рисованной литературы). Оказалось, что супергерои - такие же люди, с кучей личных проблем, они умеют не только выкрикивать что-нибудь вроде "Ты поплатишься за то, что причинил людям зло!", но и размышлять, страдать не по поводу всех бед человечества, а из-за личных неурядиц. Питер Паркер в "реале" - закомплексованный молодой человек, у которого непростые отношения с любимой тетушкой, да еще жуткий комплекс вины за смерть не менее любимого дяди; Люди-Икс ощущают себя в мире "нормальных" людей законченными маргиналами; а Железный Человек и вовсе страдает алкоголизмом...
А теперь - несколько слов об альманахе Amazing Fantasy.
Итак, в 1961 году издательство "Таймли Комикс" было переименовано в "Марвел Комикс". Это название стало комиксным символом 1960-х, а с "AF", ежемесячного журнала комиксов, началась Вселенная Марвел. Правда, новообразорвавшееся издательство поначалу едва не прогорело - к 1960-м вообще вся комикс-индустрия оказалась на грани исчезновения.
В первых пятнадцати выпусках был создан основной "пантеон" марвеловских героев и рассказано о первых их приключениях. Что сразу же бросается в глаза? Вселенная Marvel выстраивалась исключительно на использовании популярных сюжетов и тем из научной фантастики.
15-й выпуск за 1962 год впервые познакомил читателей с популярнейшим персонажем во Вселенной Марвел - Питером Паркером, более известным как Человек-Паук. 15-й номер журнала стал не только самым раскупаемым, но и последним. Уже в следующем году компания запустила самостоятельные серии о Человеке-Пауке и других примечательных персонажах. 33 года спустя, в 1995 году писатель Курт Бьюзик и художник Пол Ли попытались реанимировать "Amazing Fantasy", но дальше трех выпусков, в которых была рассказана предыстория все того же Питера Паркера, дело не пошло.
|